Чем занимается дефектолог

Этот специалист не занимается устранением причины дефектов, он корректирует имеющиеся нарушения произношения. К дефектологу-логопеду следует обращаться, если у ребенка:

— дислалия — то есть нарушено произношение звуков, наблюдаемое у детей, имеющих нормальный слух и нормальную иннервацию аппарата артикуляции. При простой дислалии ребенком не выговариваются звуки(звук) одной группы, а при сложной дислалии — несколько звуков, относящихся к разным группам. Такое нарушение может иметь органическое, функциональное или физиологическое происхождение;

— дизартрия — произношение звуков нарушается из-за ограниченной подвижности речевого аппарата, вызванной поражением нервной системы организма. Взрослые при данном нарушении не страдают распадом речевой системы, а у детей оно может общим недоразвитием речи сопровождаться;

— заикание — нарушена речевая ритмичность, то есть происходит частое повторение или растягивание звуков, слогов, слов (единиц речи), имеется нерешительность и частые остановки в речевом процессе. Как и многие другие специалисты, дефектолог (Ростов-на-Дону) выделяет неврозоподобную и невротическую формы, когда моторика в целом нарушена, а при стрессе происходит усиление речевых судорог;

— расстройства речи, спровоцированные нарушением слуха. Дети со слуховыми проблемами страдают недоразвитием всех аспектов речи, к которым относятся звукопроизношение, словарный запас и грамматический строй. Это происходит из-за отсутствия полноценного слухового восприятия речи окружающих;

— алалия — отсутствие речи или её неполное развитие у детей, имеющих первично сохраненный интеллект и не страдающих нарушениями слуха. Это связано непосредственно с повреждением определенной области больших мозговых полушарий, отвечающих за развитие речи. Это могут быть повреждения, полученные при родах, инфекционных заболеваниях или травмах;

— афазия — нарушение уже сформированной речи или же её частичное отсутствие. Развитие афазии происходит из-за опухолей, кровоизлияний и других органических поражений отделов коры головного мозга, отвечающих за речь. На вид речевых нарушений влияет область поражения, они могут быть сенсорными, динамическими, амнестическими или другими;

— неправильный прикус — стоматологическое заболевание, влияющее на правильность произнесения шипящих, «л», «р» и других звуков. Детский логопед, например, может использовать специальные пластинки и логопедические упражнения для коррекции прикуса и произношения;

— ринолалия — нарушение произношения звуков, проявляемое гнусавостью (тембровым изменением голоса) и вызываемое различными носоглоточными дефектами. Данное нарушение может быть закрытым, открытым или смешанным;

— ЗРР (задержка речеволго развития) — замедление освоения языковых норм и негативное воздействие на психические процессы и их развитие. На ЗРР может влиять минимальная мозговая дисфункция, тугоухость, гиперопека или педагогическая запущенность, то есть социальные факторы;

— ЗПРР (задержка психоречевого развития) — комплексное нарушение мышления, речи, памяти, навыков поведения, эмоций и двигательных фукций. Такое нарушение затрудняет освоение любых новых навыков и вызывает замедление хода мыслительного процесса.

В помощи специалиста-дефектолога также нуждаются дети, имеющие:

а) глухоту — отсутствие полноценного восприятия речи; врожденное или приобретенное в период раннего детства нарушение слуха может носить при глухоте двусторонний характер и вызывать в психическом развитии различные отклонения;

б) тугоухость — слабослышащие дети, у которых стойкое двустороннее снижение слуха, вызывающее затруднения при речевом восприятии. Слабовыраженные нарушения слуха проявляются во время восприятия шепота, а значительно выраженные имеют ограниченное восприятие речи при разговоре с обычной громкостью. Наличие остаточного слуха дает возможность накапливания ограниченного запаса слов, но если патология ранняя, то у ребенка не будет развития речи;

в) слепоту или слабое зрение — при наличии аномалий развития органов зрения невозможно или сильно ограничено (при сохранении остаточного зрения) зрительное восприятие, в результате чего развиваются вторичные отклонения и затрудняется усвоение конкретного значения слов и выражений.

Коррекция различных нарушений проводится дефектологом и при наличии у ребенка:

— СДВГ (синдрома дефицита внимания и гиперактивности). Этот стойкий хронический синдром характеризуется плохой концентрацией внимания, гиперактивностью и импульсивностью (отсутствием контроля поведения), а также снижением интеллекта и трудностями в восприятии информации;

— РДА (раннего детского аутизма) — всестороннего дефицита социального общения и взаимодействия, связанного с нарушениями в развитии головного мозга, вызывающего склонность к повторяющимся действиям и ограничению интересов;

— УО (умственной отсталости) — то есть задержки или неполного развития психики, проявляющихся нарушением воли, моторики, эмоций, речи и интеллекта. Нарушение может быть врожденного или приобретенного характера, может различаться различной степенью выраженности (дебильность, идиотия и т.п.);

— ДЦП ( детского церебрального паралича) — хронического непрогрессирующего симптомокомплекса двигательных нарушений, развившихся из-за поражений головного мозга еще в перинатальный период.

Обращение к дефектологу за консультацией необходимо, если у ребенка:

1) в семь месяцев отсутствует реакция на речь, обращенную к нему;

2) нет произнесения «лепетных» слов в годовалом возрасте;

3) в двухлетнем возрасте отсутствует разговорная речь из простых слов;

4) в два с половиной года нет способности построения простых предложений;

5) в три года имеются трудности с артикуляцией и глотанием слюны;

6) в возрасте пяти лет грамматически согласованные предложения не используются в речи;

7) наблюдается заикание;

8) в соответствии с возрастной нормой нет произношения звуков;

9) отставание в умственном развитии;

10) имеются нарушения ЦНС;

11) есть заболевания органов зрения;

12) наблюдаются психические нарушения.

Leave a reply

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>